В школах Беларуси появляется всё больше очень странных «воспитательных» мероприятий. По данным правозащитников 29 марта в исправительной колонии открытого типа № 36 в Минске прошла очередная экскурсия школьников.
Комментарий эксперта в сфере образования, науки и инноваций Андрея Лаврухина.
Зачем организуют такого рода экскурсии для школьников и каковы возможные (а не только ожидаемые) последствия проведения этих мероприятий?
АЛ: Конечно, о целях и намерениях нужно было бы спросить у самих инициаторов и организаторов. Сейчас мы можем лишь с какой-то степенью вероятности предполагать и догадываться об их намерениях и целях. Однако, судя по всему, «уроки химии» должны стать инструментом запугивания детей возможными последствиями их девиантного политического (или иного «противоправного») поведения.
Видимо, визиты к «химикам» должны оказать на детей настолько шокирующее воздействие, чтобы этот пугающий образ преследовал их всю жизнь как суровое предостережение от действий, способных повлечь за собой наказание «химией».
Однако возникает вопрос, могут ли быть достигнуты таким образом предполагаемые цели?
АЛ: Отчасти да – это зрелище не из приятных, особенно на фоне розовых мечтательных представлений детей и подростков о своей счастливой будущей жизни. Однако, не менее очевидно и то, что для детей и подростков такой визит может восприниматься как один из аттракционов-страшилок, которые так популярны в детской и молодёжной среде. Не удивлюсь, если некоторые из них были даже разочарованы: в свободном доступе Интернет есть гораздо более шокирующие «аттракционы».
Например, можно посмотреть, как в Мариуполе или Чернигове убивают детей ракетами, запущенными в том числе с территории Беларуси. Или как прямо сейчас, в нескольких сотнях километров от Минска живут дети в подвалах украинских городов, как они бегают от пуль и бомб с риском для жизни, вынуждены есть собачий корм или пить кипячёную воду из луж и проч., и проч.
Тем не менее, нельзя недооценивать кумулятивный эффект такого рода мероприятий: ведь система образования не только даёт знания, но и осуществляет так называемую «первичную социализацию», формирует поведенческие и интерпретативные привычки своего самоопределения в обществе, кодирует социальную идентичность.
«Урок химии» — это один из способов такого рода самоопределения и кодирования: детям дают понять, что попасть на «химию» — это вполне допустимая для них «траектория жизненного пути» (бывает и так). Тем самым организаторы социальных «уроков химии» приучают молодёжь к самоидентификации себя в качестве жертвы или, говоря научным языком, активно формируют виктимную идентичность.
Формированию виктимной идентичности способствует и общий социально-политический фон: чем дольше в стране работает каток репрессий, тем чаще дети сталкиваются с его жертвами, тем легче примерять на себя роль жертвы и, соответственно, тем «нормальней» становится тюремная жизнь в целом.
В виктимизированной социальной картине мира сесть в тюрьму или пойти на «химию» – это уже не нечто экстраординарное, трудно представимое, аномальное, но вполне себе допустимое, постоянно случающееся, «нормальное».
Тем самым достигается результат, противоположный ожидаемому: в сознании молодых граждан и гражданок Республики Беларусь граница между тюремной и свободной жизнью стирается и каждый уже со школьных лет примеряет на себя тюремную робу…